Итоговое сочинение (изложение) в 2018-2019 учебном году.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ЕГЭ выпускников образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования, впервые введено в 2014-2015 учебном году во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.

Сроки проведения итогового сочинения (изложения) в 2018 – 2019 учебном году:

5 декабря 2018 года,

6 февраля 2019 года (дополнительный),

8 мая 2019 года (дополнительный).

Для участия в итоговом сочинение (изложении) 5 декабря 2018 года заявление необходимо подать до 20 ноября 2018 года в организацию, в которой выпускник осваивает образовательную программу среднего общего образования.

Выпускники прошлых лет (в том числе обучающиеся по программам среднего профессионального образования, имеющие аттестат о среднем общем образовании, и лица, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях), а также обучающиеся образовательных организаций среднего профессионального образования для использования результатов сочинения при приеме в образовательные организации высшего образования для участия в сочинении обращаются в МКУ Кемское УО (г. Кемь, пр. Пролетарский, д. 14 (кабинет заместителя начальника), понедельник, четверг: 14.00 – 17.00, 89214533376) для подачи заявления до 20 ноября 2018 года. При подаче заявления необходимо при себе иметь паспорт и аттестат о среднем общем образовании или диплом, подтверждающий получение среднего профессионального образования. Обучающиеся по программам среднего профессионального образования, не имеющие аттестат о среднем общем образовании, при подаче заявления предъявляют справку с места учебы о завершении обучения по образовательным программам среднего общего образования. Заявление подается лично.

Все участники итогового сочинения (изложения) при регистрации заполняют согласие на обработку персональных данных.

Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00.

Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии образовательной организации по проведению сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения). Рекомендуем не опаздывать на проведение итогового сочинения (изложения).

Вход участников итогового сочинения (изложения) в места проведения итогового сочинения (изложения) начинается с 09.30. При себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность.

Рекомендуется взять с собой на сочинение (изложение) только необходимые вещи:

документ, удостоверяющий личность;

ручка (гелевая или капиллярная с чернилами чёрного цвета);

лекарства и питание (при необходимости);

специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов).

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) может быть увеличена на 1,5 часа.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.

В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет. Такие участники сочинения (изложения) допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.

Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).

Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки допускаются:

обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»);

участники, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

участники, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально).

Обучающиеся, получившие по итоговому сочинению (изложению) неудовлетворительный результат («незачет»), могут быть повторно допущены к участию в итоговом сочинении (изложении), но не более двух раз и только в сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения).

В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного оценивания итогового сочинения (изложения) обучающимся при получении повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое сочинение (изложение) предоставляется право подать в письменной форме заявление о повторной проверке сданного ими итогового сочинения (изложения) комиссией другого муниципального района.

Итоговое сочинение в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно четыре года, следующих за годом написания такого сочинения. Выпускники прошлых лет могут участвовать в написании итогового сочинения, в том числе при наличии у них итогового сочинения прошлых лет. Выпускники прошлых лет, изъявившие желание повторно участвовать в написании итогового сочинения, вправе предоставить в образовательные организации высшего образования итоговое сочинение только текущего года, при этом итоговое сочинение прошлого года аннулируется.

Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Проверка и оценивание итогового сочинения (изложения) комиссией по проверке сочинения должна завершиться не позднее, чем через пять календарных дней с даты проведения итогового сочинения (изложения).

Результаты итогового сочинения (изложения) размещаются РЦОИ на сайте ege.karelia.ru для индивидуального ознакомления участников итогового сочинения (изложения) не позднее 1 рабочего дня с момента поступления протокола проверки итогового сочинения (изложения) с федерального уровня.

С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).

Место проведения сочинения- образовательная организация, в которой обучающийся осваивал программу основного среднего образования.

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) 2019

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) 2019  

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) 2019

Памятка о порядке проведения итогового сочинения (изложения) 2019 для участников 

Форма 2019 Согласия на обработку персональных данных

Форма 2019 заявления выпускника текущего года

Форма 2019 заявления выпускника прошлых лет

Места регистрации выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, для участия в итоговом сочинении в 2018-2019 учебном году и в едином государственном экзамене в 2019 году

Время и место ознакомления с результатами итогового сочинения (изложения)

Сроки и места регистрации на итоговое сочинение (изложение) в Кемском муниципальном районе 

Сроки и порядок проведения итогового сочинения (изложения)

Согласие на обработку персональных данных

Заявление выпускника прошлых лет

Заявление выпускника текущего года

Порядок проведения и проверки итогового сочинения (изложения)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) для участников итогового сочинения (изложения)

Памятка о порядке проведения итогового сочинения

Места регистрации выпускников прошлых лет, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования и лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях, для участия в итоговом сочинении (изложении) в 2017 – 2018 учебном году в Республике Карелия

Приказ МКУ Кемского УО  № 90 от 10.11.2017 "О проведении итогового сочинения (изложения) в Кемском муниципальном районе в 2017-2018 учебном году" 

Приказ МО РК №1006 от 02.11.2017 "О проведении итогового сочинения (изложения) в Республике Карелия в 2017-2018 учебном году" 

Итоговое сочинение (изложение)

2016-2017 учебный год

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.

Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):

  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.

В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).

Ниже дается краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» и одобренный Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.

1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.

3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.

4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.

При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:

  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

приказ МО РК № 1307 от 24.10.2016 о проведении итогового сочинения в 2016-2017 учгоду в РК

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) - 2016-2017 учебный год

Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования

Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения)

Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)

Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)

Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования

Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения)

Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)

Бланк регистрации итогового сочинения (изложения)

Бланк записи итогового сочинения (изложения)

Справка об основных изменениях (дополнениях), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2016/17 учебном году